Одновременно у обследованных лиц было проведено эндоскопическое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки, которое выявило появление или усиление признаков поверхностного гастрита, очагового или эрозивного пилорита и бульбита, рубцовых изменений в луковице у 7 из 16 человек (43,7%).
Исследование биоптатов слизистой оболочки желудка в динамике выполнено у 10 человек из них при фоновом исследовании она была нормальной у 2 человек и с незначительными признаками хронического воспаления — у остальных. После окончания воздействия перегрузок указанные изменения стали более выраженными по сравнению с исходными и определялись у всех обследованных.
Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о развитии функциональных и морфологических изменений в желудке под влиянием систематических пилотажных перегрузок, которым подвергается летный состав в условиях полета. Развитие их обусловлено, по-видимому, нарушением кровообращения в желудке в связи с перемещением крови к нижней половине тела, гипоксией тканей и изменением их трофики. При этом нарушается защитный слизистый барьер слизистой оболочки желудка и усиливается обратная диффузия водородных ионов, что приводит к формированию заболеваний.
Совместно с Д. Н. Гаврилюком и Г. А. Кучиным показано, что воздействие перегрузок голова-таз (5GZ по 2 мин) в течение 60-102 суток при 43 вращениях вызывало ускорение эвакуации бария из желудка белых крыс на 1-2 ч по сравнению с животными контрольной группы. В начале эксперимента у 6 из 10 белых крыс определялись дистонические изменения в кишечнике, когда участки атонии и спазма перемежались. После 19 экспериментальных воздействий преобладала атония кишечника.
Одновременно выявлено, что под влиянием перегрузок наблюдалось усиление синтеза ДНК и увеличение регенеративной активности клеток слизистой желудка в 2 раза, определяемое с помощью гистоавторадиографического метода исследования. Патологоанатомическое исследование органов пищеварения собак и крыс показало возможность развития в них морфологических изменений под воздействием перегрузок в течение длительного времени.
В аварийной обстановке и при специальных тренировках организм летчика подвергается воздействию избыточного давления кислорода и перепадов атмосферного давления. Перепады давления вызывают расширение газов желудочно-кишечного тракта, что проявляется в вздутии живота, появлении боли и отрыжки воздухом. По-видимому, резкое повышение давления в желудке и кишечнике может способствовать развитию кровотечения или прободения при наличии язвенной болезни. При тренировочных спусках в поточно-декомпрессионной камере и работе на значительных глубинах у водолазов в течение 2 ч отмечается резкое угнетение кислотообразующей функции желудка, причем в последующие 2 ч развивается обратная реакция (Уманский С. Ш. с соавт., 1968).
Иностранные авторы показали, что ограничение подвижности животных от нескольких часов до суток нередко приводит к развитию острых язв желудка и двенадцатиперстной кишки в результате нейрогуморальных и трофических нарушений (Labic С. et al., 1966). Отмечено, что у обезьян после 3-часовой иммобилизации определялось уменьшение секреции желудочного сока с понижением кислотности и повышением активности пепсина. По литературным данным, изменение кислотообразующей и мотор-Ной функций желудка, а также функционального состояния других органов пищеварения под влиянием длительной гипокинезии и невесомости выявлено у животных и людей.
В условиях полета возможно повышение температуры тела. Исследования, проведенные на животных и людях, выявили факт торможения секреторной функции желудка в результате воздействия теплового фактора показала, что в условиях высокой внешней температуры и инсоляции у животных кислотообразующая и ферментовыделительная функция желез большой кривизны желудка резко тормозится, а малой кривизны, как правило, возрастает.