Лечебная физкультура при астме.

При бронхиальной астме в зависимости от тяжести и частоты приступов всегда в той или иной степени страдает общее состояние ребенка. Приступы, наступающие обычно ночью, нарушая сон, повышают возбудимость ребенка; ухудшается аппетит, появляется угнетенное настроение. Длительное течение астмы приводит к отставанию в весе и росте, а также к нарушению психики ребенка.

27-04-2016_14·26·44


Нарушения обмена и общая физическая слабость являются предрасполагающими факторами к изменениям осанки и деформациям позвоночника и грудной клетки. Этому немало способствуют изменения и осложнения в органах дыхания.
Нарушения в работе органов дыхания вызывают функциональные изменения органов кровообращения.

Физические упражнения оказывают стимулирующее действие на обмен веществ у детей, способствуют согласованности в работе основных систем организма.
При этом повышается ферментативная активность, содержание глютатиона и аскорбиновой кислоты в мышцах, стимулируются пластические процессы в тканях и усиливаются ассимиляционные трофические процессы, что имеет немалое значение при измененных вследствие инфекций стенках бронхов и отставании в физическом развитии. Физические упражнения способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, изменяют реактивность организма ребенка, регулируют работу аппарата кровообращения.
Но особенно большие изменения при бронхиальной астме происходят в аппарате дыхания. Часто имеется нарушение ритма, частоты и глубины дыхания, одышка с преимущественным затруднением выдоха, особенно проявляющаяся во время приступа. Нередко наблюдается парадоксальное дыхание: во время вдоха брюшная стенка втягивается. Изменения в носоглотке чаще всего аденоиды — приводят к стойкому выключению носового дыхания, которое не восстанавливается даже после оперативного вмешательства.
Создается прочный патологический условнорефлекторный акт дыхания, который остается и после соответствующей санации носоглотки и органов дыхания.

Более того, известно, что неправильный механизм дыхания отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы и приводит к нарушению равновесия в вегетативной нервной системе, что в свою очередь может быть причиной возникновения аллергических состояний. Обучение правильному дыханию избавляет от такого состояния [Ролов (Roloff)].
Спазм бронхиальных мышц, усиленная секреция слизистых желез бронхов, особенно ярко выраженные во время приступа, лучше всего устраняются соответствующими медикаментозными средствами.

Но известно также, что дыхательные упражнения, особенно с произношением звуков на выдохе, рефлекторно уменьшают спазм бронхов [А. Н. Крестовников, А. А. Лепорский, Вис (Е. Wyss)]. Это имеет значение, конечно, в межприступный период, хотя есть наблюдения, указывающие на эффективность такой «звуковой гимнастики» и во время приступа (Е. В. Зеленин, В. Л. Фалеева, Вис).
Учитывая эти обстоятельства, мы придаем большое значение такого рода упражнениям и особенно в первом периоде лечения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *