Лечебная физкультура при астме. Методики лечебной гимнастики.

При произношении звуков периодически изменяющееся напряжение голосовых связок служит физиологической причиной вибрации (Л. Д. Работнов). Вибрация вызывает угнетение возбужденного вагуса (М. Я. Брейтман) и возбуждение симпатического нерва (Н. Ф. Чигаев), что оказывает бронхорасширяющее действие. Вибрация, кроме того, способствует быстрому опорожнению бронхов от слизи [М. Я. Брейтман, Гробер (Grober)], что нельзя не учитывать, особенно при сочетании бронхиальной астмы со II-III стадией хронической пневмонии.

27-04-2016_14·29·17


Чтобы усилить опорожнение бронхов от слизи, мы применяем упражнения с Наклоном туловища вниз с целью вызвать механический отток слизи.

Для ликвидации вздутия легких, имеющего место после приступа астмы, а также для профилактики эмфиземы необходимо выдыхать ровно без толчков и усилий. Такой выдох уменьшает силы, воздействующие на бронхи сжимающим образом, и является, таким образом, более продуктивным в смысле опорожнения легких (Б. Е. Вотчал, Т. И. Бибикова).
Произношение звука является равномерным, удлиненным выдохом (Л. Д. Работнов), причем вибрация голосовых связок создает колебания давления внутри бронхов, препятствующие силам, сжимающим бронхи при выдохе.

Методики лечебной гимнастики при бронхиальной астме, предложенные ранее, страдают, на наш взгляд, одним существенным недостатком, а именно наличием большого количества специальных дыхательных упражнений без достаточно выраженной общей физической тренировки.

При дыхательных упражнениях дыхательные мышцы работают изолированно, независимо от степени активности крупных мышечных групп и аппарата кровообращения. Такая изолированная работа дыхательных мышц быстро утомляет их. Усиливая всасывательную деятельность грудной клетки, оставляя в то же время остальные вспомогательные средства кровообращения в полном бездействии, дыхательные упражнения приводят к расстройству кровообращения, легкая степень которого проявляется обычно в головокружении. Кроме того, известно, что гипервентиляция, приводящая вследствие произвольных дыхательных упражнений к значительному повышению парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, не соответствующего потребностям организма в газообмене, отравляет нервные клетки, которые очень чувствительны к избытку кислорода (Б. Н. Клосовский).
В рекомендуемой нами методике специальные дыхательные упражнения даются на фоне все возрастающей физической нагрузки, которая должна строго регулироваться и контролироваться.

При выполнении физических упражнений движения верхних конечностей и сокращение различных мышц, совпадающие с фазами дыхания, наряду с их прямым воздействием на организм становятся условными раздражителями дыхательного аппарата, в результате чего образуется новый условный дыхательный рефлекс.

С целью сокращения времени на обучение новому дыханию мы используем особенность регуляции дыхания, свойственную только человеку,- способность изменения дыхания, (через вторую сигнальную систему) при получении словесных указаний. С помощью физических упражнений мы корригируем ритм дыхательных движений, что в детском возрасте удается особенно хорошо (Я. А. Эголинский).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *