Бронхиальная астма у детей. Бронхи и легкие.

Бронхи и легкие получают свою иннервацию из двух источников: от чувствительных клеток ganglion nodosum блуждающего нерва и от нейронов грудных межпозвоночных узлов, составляющих компонент симпатической нервной системы.

03-04-2016_23·21·19


Исследуя шейные симпатические узлы у детей раннего возраста, погибших от пневмонии, В. Ф. Дашков обнаружил перерождение нервных волокон различной степени в зависимости от наступления смерти в той или иной стадии болезни. Раньше всего наступало поражение преганглионарных волокон, причем это поражение распространялось до раздела синапснервная клетка. Иногда дегенеративный процесс задерживался в области синапса (перерыва). Дальнейшей стадией деструкции являлось поражение периферических нейронов, заложенных в верхнем шейном узле, а затем дегенеративный процесс распространялся и на постганглионарные волокна. Поражение последних обусловливает передачу ненормального импульса, что ведет распространение деструкции по направлению к периферии. При этом извращается метаболизм нервного волокна, что в свою очередь сейчас же сказывается на иннервируемой этим нейроном ткани.

При нормальной функции нервных аппаратов раздражение слизистой дыхательных путей инфекционными агентами вызывает рефлекс, направленный к защите глубоких отделов органов дыхания. К таким защитным рефлексам принадлежит кашель, при котором чужеродные вещества удаляются из дыхательных путей вследствие судорожного выталкивания воздуха; усиленно выделяющийся секрет слизистой бронхов обволакивает вредящие агенты; наконец, физиологическое сужение, сужение бронхов при выдохе, происходящее последовательно, также в известной степени является защитным механизмом, помогающим удалению чужеродных веществ и не допускающим проникновения их в глубину.

При инфекциях, повышающих потребность организма в кислороде, одним из важных приспособительных механизмов является изменение ритма и амплитуды дыхания, что обеспечивается этими же нервными приборами.
Отсюда понятно, что при поражении этих нервных волокон передача соответствующих импульсов от периферии к центру и обратно искажается. Стереотип деятельности органов дыхания становится неустойчивым, легко нарушаемым.
Кроме того, надо принять во внимание, что при заболеваниях органов дыхания, по В. Ф. Лашкову, поражаются преимущественно волокна симпатической нервной системы, вследствие чего на первый план может выдвинуться деятельность блуждающего нерва, что может привести к спазму бронхиальной мускулатуры, расширению сосудов слизистой бронхов и усиленной секреции слизистых желез в бронхах, т. е. к явлениям, характерным для астмы. В клинике у детей раннего возраста нередко приходится наблюдать при пневмониях явления астматического бронхита. При соответствующих условиях именно таким образом и может возникнуть бронхиальная астма уже в течение острой пневмонии или вскоре после нее. Примером такого возникновения бронхиальной астмы может служить следующий случай.
В данном случае астма возникла при затянувшейся пневмонии в период раннего развития речи у ребенка с эксудативным диатезом.

Еще большее влияние, чем острые заболевания, имеют повторные и хронические очаги воспаления в органах дыхания.
П. К. Булатов в своей диссертации (1947) углубленно рассматривает взаимоотношения бронхиальной астмы и заболеваний органов дыхания. Считая бронхиальную астму аллергическим заболеванием, П. К. Булатов указывал, что для ее возникновения требуются следующие условия: 1) конституциональное предрасположение, 2) инфекция дыхательных путей, которая часто предшествует астме, и 3) соответствующие социально-бытовые условия, способствующие развитию астмы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *