Бронхиальная астма у детей. Значение возрастных особенностей.

Спастические явления, преобладающие над местными процессами по ходу бронхиального дерева, связаны с длительным раздражением или особой раздражимостью слизистой оболочки бронхиол и их мускулатуры, что и нарушает нервную регуляцию (И. В. Давыдовский). Б. Е. Вогчал считает, что при эмфиземе всегда имеются функциональные нарушения нервно-мышечного аппарата бронхов.

03-04-2016_23·28·07


При хронической пневмонии у детей были выявлены значительные нарушения со стороны нервной системы в целом (Р. М. Пэн и др.), причем следует подчеркнуть, что среди нарушений для возникновения бронхиальной астмы немаловажное значение имеет стойкая ваготония при пониженной реактивности симпатического отдела.
Таким образом, при хронической пневмонии создаются определенные условия, способствующие возникновению бронхиальной астмы, причем особое значение имеют выраженные нарушения со стороны нервной системы.

У 26,5% наблюдавшихся нами больных возникновение бронхиальной астмы, несомненно, было связано с хронической пневмонией, развившейся, как обычно, в результате повторных бронхитов или пневмоний, иногда после кори и коклюша, иногда в результате хронических воспалительных процессов в носоглотке. Но и у этих больных хроническая пневмония не была единственной причиной заболевания астмой.

Следует подчеркнуть возрастные особенности возникновения заболеваний астмой, обусловленной заболеваниями органов дыхания. У детей раннего возраста большое значение имеют острые заболевания органов дыхания; они нередко являются непосредственным поводом для возникновения первого приступа астмы». Впоследствии, на заболевание астмой может наслоиться хроническая пневмония. Возникновение же астмы в результате хронической пневмонии чаще наблюдается у детей более старшего возраста.

Наши наблюдения, подтверждаемые литературными данными, отчетливо выявляют, что бронхиальная астма у детей начинается в преобладающем большинстве случаев (примерно в 68%) в первые 3 года жизни, с заметным подъемом на 2-3-м году. Такая закономерность объясняется, по-видимому, определенной стадией развития детского организма и, в частности, его нервной системы на данном возрастном этапе.

В течение первого года жизни происходят многообразные процессы приспособления к новым условиям внеутробной жизни при усиленном росте организма. Начиная со 2-го года интенсивность роста постепенно уменьшается и заметно выступают признаки дифференцировки структуры органов. К 3 годам наблюдается типичная «детская» структура органов. На 2-3-м году отмечаются наиболее значительные структурные и функциональные особенности нервной системы ребенка.

По данным Б. Н. Клоесовекого, увеличение головного и. спинного мозга идет очень интенсивно на 1-2-м году; к 3 годам вес головного мозга почти утраивается (вес мозга при рождении — 360-370 г, в 3 года — 900-1000 г). Развитие коры головного мозга идет путем слоеобразования и дифференцировки нервных клеток, количество же нервных клеток после рождения у человека не увеличивается. Строение больших полушарий у взрослых отличается от строения их у детей по характеру и величине клеточных элементов. Только к 3 годам дифференцировка клеток коры головного мозга достигает значительной степени. Показателем созревания внутренней структуры мозга является миелинизация, стоящая в сложной взаимосвязи с функцией нервной клетки. К 3 годам происходит миелинизация внутричерепных нервов и пирамидных путей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *