В марте 2010 года стартовал совместный проект ИГПИ им. П.П. Ершова и Комитета по образованию г. Ишима, посвящённый Году Учителя – социально-образовательный проект «Школа юного педагога».
«Школа юного педагога» – это специальная форма профориентационной работа со старшеклассниками, направленная на привлечение молодежи в вуз, а точнее – развития интереса у юношей и девушек к педагогической профессии, её самых главных достоинств.
Участники проекта: учащиеся 10-х и 11-х классов школ г. Ишима, Студенческий совет ИГПИ, учителя школ г. Ишима, преподаватели и сотрудники ИГПИ им. П.П. Ершова.
Цель проекта: профессиональная ориентация старшеклассников.
Задачи:
1. Мотивация к выбору выпускниками школ г. Ишима педагогических специальностей в ИГПИ.
2. Популяризация психолого-педагогических знаний в молодёжной среде, формирование педагогической компетентности молодёжи.
3. Создание условий для эффективного использования свободного времени молодёжью малого города Ишима.
Первый этап реализации проекта: 10.03.2010-27.05.2010. В нём приняло участие: 40 учащихся 11-х классов, 25 учащихся 10-х классов, 2 школьных учителя, 5 преподавателей ИГПИ, 1 сотрудник ИГПИ, 7 членов Студенческого совета ИГПИ.
Занятия в ШЮП проходят еженедельно: с 16.00 до 18.00. Для 10-х классов – по средам, для 11-х классов – по четвергам (Приложение 1).
Основное содержание занятий в ШЮП: предпрофессиональная подготовка старшеклассников через информирование об истории педагогической и психологической наук, лучших педагогах мира, основах общей, социальной и возрастной психологии, дидактики, теории воспитания, психотехники, искусства эффективного общения и самопрезентации, участие в студенческих праздниках. Формы занятий: лекции, коммуникативные тренинги, игровые программы, беседы, просмотры и обсуждения кино- и видеофильмов, встречи с лучшими учителями города.
Первый этап работы со школьниками – адаптационный. Во-первых, знакомство с институтом, с его историей и традициями, со студенческой жизнью, с учебной и внеучебной работой, во-вторых, это знакомство с коллективом, ведь все ребята – учащиеся разных школ. Студенческие кураторы (члены Студенческого совета ИГПИ) являются главными тьюторами и помощниками для школьников в течение всего курса «Школы юного педагога». Все студенческие кураторы прошли лидерский курс обучения на областных слетах, были участниками организаторами смен студенческого актива, а также принимали участие во Всероссийской школе студенческого самоуправления «Лидер XXI века» в г. Ростов-на-Дону.
На первых занятиях студенты-кураторы проводят игровые тренинги на знакомство, командообразование, умение активно и свободно работать в коллективе. На втором этапе – специально для школьников студенты организуют посещение лекционных занятий лучших преподавателей вуза, совместно посещают студенческие праздники, концерты, конференции, круглые столы.
Программа курсов для 10 и 11 классов различается.
Десятиклассники – это так называемый 1 курс «Школы юного педагога», в работе с ними превалируют игровые формы работы развлекательно-познавательного содержания. Студенческие кураторы провели ряд обучающих тренингов, мастер-классов, адаптированных на вузовских сменах актива, дискуссионные занятия.
Одиннадцатиклассники – это слушатели 2 курса «Школы юного педагога», непосредственно та аудитория, которая в ближайшем будущем может стать студентами института, поэтому для них программа разработана с учетом предпрофессиональной подготовки. Студенты провели анкетирования: «Определение направленности личности», «Оценка коммуникативных организаторских способностей», по результатам которых каждый для себя выявил, к какому виду направленности он относится: направленность на себя, на общение или дело. Многие преподаватели кафедр педагогики и психологии выступили с инициативой проведения занятий для школьников, познакомили их с основами педагогической и психологической науки.
По окончании ШЮП старшеклассникам вручался соответствующий сертификат (Приложение 2). Ребятам, которые в дальнейшем решат связать свою судьбу с институтом, эти сертификаты пригодятся при поступлении, если случится так, что у кого-то будет набрано одинаковое количество баллов, то приоритет при зачислении будет отдан ребятам, окончивших курс «Школы юного педагога».
Результативность проекта:
1. Все старшеклассники, посещавшие ШЮП, в ответах на вопросы анкеты и во время рефлексивных бесед высказывали своё позитивное мнение о занятиях в ШЮП, отмечали, не только увлекательность профессионально-мотивационных занятий, но и мощный коммуникативный аспект. Им очень нравилось, то занятия проводились именно студентами. Со многими они подружились, установили контакты в социальных сетях интернета. Отдельно все выделяли аспект полезного заполнения свободного времени: в малом городе Ишиме (Тюменская обл.) не решена проблема педагогически целесообразной организации свободного времени молодёжи, отсутствует даже кинотеатр. Таким образом, в процессе реализации проекта старшеклассники школ города получили возможность познакомиться с ровесниками, найти новых друзей, полезно провести своё свободное время, эффективно и интересно общаясь.
2. Важный показатель эффективности ШЮП - посещаемость занятий. Она было достаточно стабильной: на второе занятие явилось 78% от числа участников открытия ШЮП, этот показатель держался в течение трёх месяцев, что свидетельствует о наличии потребности у школьников в освоении содержания программы ШЮП.
3. В 2010 году в ИГПИ поступили 28 слушателя ШЮП из числа 11-классников городских школ, что составляет 88 % от общего числа учащихся 11-х классов, посещавших «Школу юного педагога».
4. Студенты ИГПИ – члены студенческого совета вуза получили замечательную возможность проявить себя в освоении педагогической профессии. Они побывали в профессиональной «ситуации успеха», Трое утверждают, что ранее, не имея мотивации трудиться после окончания вуза по профессии, после работы в качестве кураторов старшеклассников и организаторов тренинговой работы с ними, ощутили устойчивую потребность пойти в школу. Остальные студенты и ранее были серьёзно мотивированы на педагогическую профессию, утверждают, что сейчас они окончательно утвердились в своём желании стать педагогами. Трое студентов, 4 сотрудника ИГПИ и кафедра педагогики соучаствовавших в ШЮП, награждены по итогам 2010 года Благодарственными письмами директора Департамента по образованию, культуре, молодёжи и спорту г. Ишима В.Б. Белоусова (Приложение 3).
В сентябре 2010 года начат второй этап работы ШЮП. 10-классники перешли в 11 класс, и, соответственно, на 2 курс ШЮП (30 чел.). Набран 1 курс – учащиеся 10-х классов (20 чел.). Таким образом, период с сентября по декабрь 2010 года ШЮП посещали около 50 человек.
В 2011 году планируется введение в учебный план ШЮП введены такие формы работы как: выполнение исследовательских заданий (работ), социальных проектов, проведение уроков и воспитательных занятий, привлечение для работы со школьниками не только кафедры педагогик и психологии, но и кафедры ПиМДО и ПиМНО.
Проблемы:
1. Занятиями в ШЮП охвачены только школьники г. Ишима, при этом очевидно, что профориентационную деятельность необходимо проводить по всей Тюменской области, вовлекая в предпрофессиональную подготовку учащихся старших классов и южных, и северных районов региона.
2. ШЮП в принципе не имеет методической базы – учебники по педагогике и психологии, имеющиеся в библиотеке ИГПИ, в основном не подходят для предпрофессионального обучения, они достаточно сложны для школьников. Кроме того, есть необходимость оптимизации учебного времени через применение «Рабочих тетрадей слушателя Школы юного педагога».
Пути решении вышеназванных проблем:
1. Создание специального раздела на сайте ИГПИ для обеспечения дистанционного обучения в ШЮП учащихся отдалённых от Ишима районов, с возможностью общения он-лайн, использования интерактивных форм занятий.
2. Составление и издание пакета учебно-методических пособий для обеспечения деятельности ШЮП.
Данный проект стартовал как одно из мероприятий, посвященный Году Учителя, но получив большой резонанс и интерес среди учащихся, стал постоянной формой работы профориентационного направления в ИГПИ.
РАСПИСАНИЕ
занятий
«Школы юного педагога»
на январь-февраль 2011 г.
для учащихся
11-х классов
общеобразовательных школ г. Ишима
Начало занятий – 16.00 в учебном корпусе № 1 ИГПИ им. П.П.Ершова,
ул. Ленина, 1;
2 этаж, ауд. 27
дата |
Тема |
Преподаватели/ведущие |
20.01.11 |
Общая психология |
К. псих. н. Е.А. Кукуев |
27.01.11 |
История педагогики |
К. п. н. О.А. Поворознюк |
03.02.11 |
Основы дидактики |
К. п. н. С.А. Вдовина |
10.02.11 |
Основы теории воспитания |
К. п. н. И. И. Дереча |
17.02.11 |
Имидж современного педагога |
К.п. н. Е.В. Воронина |
24.02.11 |
«Формула успеха». Встреча с Заслуженными учителями РФ, Лауреатами Премии Президента в рамках национального проекта «Образование» |
О.Ф. Кукуева, ведущий специалист по общему образованию Комитета по образованию Е.Ю. Удод |