Школа юного педагога

E-mail Печать PDF

В марте 2010 года стартовал совместный проект ИГПИ им. П.П. Ершова и  Комитета по образованию г. Ишима, посвящённый Году Учителя – социально-образовательный проект «Школа юного педагога».

«Школа юного педагога» – это специальная форма профориентационной работа со старшеклассниками, направленная на привлечение молодежи в вуз, а точнее – развития интереса у юношей и девушек к педагогической профессии, её самых главных достоинств.

Участники проекта: учащиеся 10-х и 11-х классов школ г. Ишима, Студенческий совет ИГПИ, учителя школ г. Ишима, преподаватели и сотрудники ИГПИ им. П.П. Ершова.

Цель проекта: профессиональная ориентация старшеклассников.

Задачи:

1. Мотивация к выбору выпускниками школ г. Ишима педагогических специальностей в ИГПИ.

2. Популяризация психолого-педагогических знаний в молодёжной среде, формирование педагогической компетентности молодёжи.

3. Создание условий для эффективного использования свободного времени молодёжью малого города Ишима.

Первый этап реализации проекта: 10.03.2010-27.05.2010. В нём приняло участие: 40 учащихся 11-х классов, 25 учащихся 10-х классов, 2 школьных учителя, 5 преподавателей ИГПИ, 1 сотрудник ИГПИ, 7 членов Студенческого совета ИГПИ.

Занятия в ШЮП проходят еженедельно: с 16.00 до 18.00. Для 10-х классов – по средам, для 11-х классов – по четвергам (Приложение 1).

Основное содержание занятий в ШЮП: предпрофессиональная подготовка старшеклассников через информирование об истории педагогической и психологической наук, лучших педагогах мира, основах общей, социальной и возрастной психологии, дидактики, теории воспитания, психотехники, искусства эффективного общения и самопрезентации, участие в студенческих праздниках.    Формы занятий: лекции, коммуникативные тренинги, игровые программы, беседы, просмотры и обсуждения кино- и видеофильмов,  встречи с лучшими учителями города.

Первый этап работы со школьниками – адаптационный. Во-первых, знакомство с институтом, с его историей и традициями, со студенческой жизнью, с учебной и внеучебной работой, во-вторых, это знакомство с коллективом, ведь все ребята – учащиеся разных школ. Студенческие кураторы (члены Студенческого совета ИГПИ) являются главными тьюторами и помощниками для школьников в течение всего курса «Школы юного педагога». Все студенческие кураторы прошли лидерский курс обучения на областных слетах, были участниками организаторами смен студенческого актива, а также принимали участие во Всероссийской школе студенческого самоуправления «Лидер XXI века» в г. Ростов-на-Дону.

На первых занятиях студенты-кураторы проводят игровые тренинги на знакомство, командообразование, умение активно и свободно работать в коллективе. На втором этапе – специально для школьников студенты организуют посещение лекционных занятий лучших преподавателей вуза, совместно посещают студенческие праздники, концерты, конференции, круглые столы.

Программа курсов для 10 и 11 классов различается.

Десятиклассники – это так называемый 1 курс «Школы юного педагога», в работе с ними превалируют игровые формы работы развлекательно-познавательного содержания. Студенческие кураторы провели ряд обучающих тренингов, мастер-классов, адаптированных на вузовских сменах актива, дискуссионные занятия.

Одиннадцатиклассники – это слушатели 2 курса «Школы юного педагога», непосредственно та аудитория, которая в ближайшем будущем может стать студентами института, поэтому для них программа разработана с учетом предпрофессиональной подготовки. Студенты провели анкетирования: «Определение направленности личности», «Оценка коммуникативных организаторских способностей», по результатам  которых каждый для себя выявил, к какому виду направленности он относится: направленность на себя, на общение или дело. Многие преподаватели кафедр педагогики и психологии выступили с инициативой проведения занятий для школьников, познакомили их  с основами педагогической и психологической науки.

По окончании ШЮП старшеклассникам вручался соответствующий сертификат (Приложение 2). Ребятам, которые в дальнейшем решат связать свою судьбу с институтом, эти сертификаты пригодятся при поступлении, если случится так, что у кого-то будет набрано одинаковое количество баллов, то приоритет при зачислении будет отдан ребятам, окончивших курс «Школы юного педагога».

Результативность проекта:

1. Все старшеклассники, посещавшие ШЮП, в ответах на вопросы анкеты и во время рефлексивных бесед высказывали своё позитивное мнение о занятиях в ШЮП, отмечали, не только увлекательность профессионально-мотивационных занятий, но и мощный коммуникативный аспект. Им очень нравилось, то занятия проводились именно студентами. Со многими они подружились, установили контакты в социальных сетях интернета. Отдельно все выделяли аспект полезного заполнения свободного времени: в малом городе Ишиме (Тюменская обл.) не решена проблема педагогически целесообразной организации свободного времени молодёжи, отсутствует даже кинотеатр. Таким образом, в процессе реализации проекта старшеклассники школ города получили возможность познакомиться с ровесниками, найти новых друзей, полезно провести своё свободное время, эффективно и интересно общаясь.

2. Важный показатель эффективности ШЮП - посещаемость занятий. Она было достаточно стабильной: на второе занятие явилось 78% от числа участников открытия ШЮП, этот показатель держался в течение  трёх месяцев, что свидетельствует о наличии потребности у школьников в освоении содержания программы ШЮП.

3. В 2010 году в ИГПИ поступили 28 слушателя ШЮП из числа 11-классников городских школ, что составляет 88 % от общего числа учащихся 11-х классов, посещавших «Школу юного педагога».

4. Студенты ИГПИ – члены студенческого совета вуза получили  замечательную возможность проявить себя в освоении педагогической профессии. Они побывали в профессиональной «ситуации успеха», Трое утверждают, что ранее, не имея мотивации трудиться после окончания вуза по профессии, после работы в качестве кураторов старшеклассников и организаторов тренинговой работы с ними, ощутили устойчивую потребность пойти в школу. Остальные студенты и ранее были серьёзно мотивированы на педагогическую профессию, утверждают, что сейчас они окончательно утвердились в своём желании стать педагогами. Трое студентов, 4  сотрудника ИГПИ и кафедра педагогики соучаствовавших в ШЮП, награждены по итогам 2010 года Благодарственными письмами директора Департамента по образованию, культуре, молодёжи и спорту г. Ишима В.Б. Белоусова (Приложение 3).

В сентябре 2010 года начат второй этап работы ШЮП. 10-классники перешли в 11 класс, и, соответственно, на 2 курс ШЮП (30 чел.). Набран 1 курс – учащиеся 10-х классов (20 чел.). Таким образом, период с сентября по декабрь 2010 года ШЮП посещали около 50 человек.

В 2011 году планируется введение в учебный план ШЮП введены такие формы работы как: выполнение исследовательских заданий (работ), социальных проектов, проведение уроков и воспитательных занятий, привлечение для работы со школьниками не только кафедры педагогик и психологии, но и кафедры ПиМДО и ПиМНО.

Проблемы:

1. Занятиями в ШЮП охвачены только школьники г. Ишима, при этом очевидно, что профориентационную деятельность необходимо проводить по всей Тюменской области, вовлекая в предпрофессиональную подготовку учащихся старших классов и южных, и северных районов региона.

2. ШЮП в принципе не имеет методической базы – учебники по педагогике и психологии, имеющиеся в библиотеке ИГПИ, в основном не подходят для предпрофессионального обучения, они достаточно сложны для школьников. Кроме того, есть необходимость оптимизации учебного времени через применение «Рабочих тетрадей слушателя Школы юного педагога».

Пути решении вышеназванных проблем:

1.                            Создание специального раздела на сайте ИГПИ для обеспечения дистанционного обучения в ШЮП учащихся отдалённых от Ишима районов, с возможностью общения он-лайн, использования интерактивных форм занятий.

2.                            Составление и издание пакета учебно-методических пособий для обеспечения деятельности ШЮП.

 

Данный проект стартовал как одно из мероприятий, посвященный Году Учителя, но получив большой резонанс и интерес среди учащихся, стал постоянной формой работы профориентационного направления в ИГПИ.

 

РАСПИСАНИЕ

занятий

«Школы юного педагога»

на январь-февраль 2011 г.

для учащихся

11-х классов

общеобразовательных школ г. Ишима

Начало занятий – 16.00 в учебном корпусе № 1  ИГПИ им. П.П.Ершова,

ул. Ленина, 1;

2 этаж, ауд. 27

 

дата

Тема

Преподаватели/ведущие

20.01.11

Общая психология

К. псих. н. Е.А. Кукуев

27.01.11

История педагогики

К. п. н. О.А. Поворознюк

03.02.11

Основы дидактики

К. п. н. С.А. Вдовина

10.02.11

Основы теории воспитания

К. п. н. И. И. Дереча

17.02.11

Имидж современного педагога

К.п. н. Е.В. Воронина

24.02.11

«Формула успеха». Встреча с Заслуженными учителями РФ, Лауреатами Премии Президента в рамках национального проекта «Образование»

О.Ф. Кукуева, ведущий специалист по общему образованию Комитета по образованию Е.Ю. Удод

Расписание занятий «Школы юного педагога» для учащихся 11-х классов общеобразовательных школ г. Ишима