Воспоминания о Великой Отечественной войне

E-mail Печать PDF

Что мне помнится о войне

А.С. Тихонов

Сейчас мне 73 года, в 1941 году было три с половиной, когда наступила Победа, стукнуло семь с половиной лет, я готовился к поступлению в первый класс Свирьстройской средней школы Лозельнопольского района Ленинградской области. В то время поселок Свирьстрой - поселок эксплуатационников при ГЭС, которая была построена в рамках выполнения плана ГОЭЛРО (государственный план эксплуатации России, созданный по заданию В.И. Ленина). В 1926 году по проекту академика Графтио на реке Волхов была построена Волховская ГЭС. В 1933 году – Нижнесвирская ГЭС или Свирь-3, в 1954 году – Верхнесвирская ГЭС или Свирь-2 (Подпорожье). Проектировщиком этих ГЭС был также академик Графтио. Под его руководством изыскательные работы начались еще до начала Гражданской войны. Когда началась Великая Отечественная война в 1941 году, то названные ГЭС явились лакомыми кусочками для немецких и финских захватчиков. С самого начала войны и ГЭС, и поселок стали объектами для бомбежек. Сказать, что было страшно, ничего не сказать.

В начале сентября пешком (я и беременная мама) с группой беженцев направились в сторону железнодорожной станции Бабаево. Помню, на мне был надет мужской пиджак, во внутреннем кармане которого я вдруг обнаружил большой кусок сахара. То-то было радости. Но радость перемешивалась с горем. На каком-то отрезке пути до Бабаево нас разместили на открытые железнодорожные платформы. Однажды эти платформы подверглись двустороннему обстрелу со стороны (немцев или финнов) и наших частей. Мама положила нас на железнодорожную платформу, закрыла меня и сестру Веру одеялом, сама легла рядом. Мне ведь страшно было и любопытно: на платформе в то время находились мой старший двоюродный брат Юра Корпышов (1929 года рождения) и еще один мальчик (имя и фамилия его забылись). Я вдруг увидел, что этот мальчик поник головой (как потом мне мама сказала, что мальчика фашисты убили). После этого мне за свою долгую жизнь довелось видеть покойников много, но это был мальчик, мой знакомый. В Вологде пришлось оставить (именно оставить) скончавшуюся от болезни двоюродную сестру Галю, дочку тети Фаи. Просто время хоронить не было, эшелоны, с эвакуированными беженцами все шли и шли на восток. Нас довезли до станции Свердловск – сортировочная, и мы остались жить в поселке Сугрэс (сейчас это город – спутник Екатеринбурга). Мама начала работать на ремонтном заводе, где ремонтировали танки, сначала рабочей, а затем до окончания войны - мастером участка одного из цехов завода. Танков приходилось ремонтировать много. Мама даже домой не приходила: я находился в детском саду на круглосуточном содержании. Когда у мамы выпадали короткие промежутки отдыха, мы ходили с ней в кино. Перед началом показа кинокартины демонстрировали кинохронику. Мама всегда мне говорила: «Толя, смотри внимательно, быть может, ты увидишь папу, как он фашистов громит. Вот война закончится, папа всех фашистов уничтожит, и мы поедем домой». И ведь это было сказано еще до Курской битвы, в 1943 г. В то же время мой дед и бабушка затевали споры о том, кто доживет до победы. Но сомнений о том, что русские победят - не было. И время было очень тревожное. Народ не доедал. У меня от недоедания стали выпадать волосы, поэтому мне прописали дополнительный паек: стакан сладкого чая и кусочек черного хлеба (граммов семьдесят). Как ни странно – это помогло: волосы не стали выпадать. Следует сказать, что в период войны забота о детях была. Весьма неплохо кормили больных детей, находящихся на лечении в больнице, там я лежал, когда болел скарлатиной.

На Новый год всегда выделялись бесплатные подарки от Деда Мороза, который только детям подарки и дарил, но и помогал бить фашистов.

В 1943 году Сталин разрешил православным христианам совершать церковные богослужения. В то время мама приняла меры к тому, что меня батюшка, одной из церквей Свердловска, окрестил.

В 1944 году на наш адрес пришла телеграмма о том, что «таким-то поездом я буду проезжать станцию Свердловск – сортировочная, встречайте». Мама взяла меня, Юру Корпышова, и мы поехали на Сортировку. Но оказалось, что поезд несколько часов назад ушел. Самое удивительное было потом. Разборки показали, что в доме, в который нас поселили, была комната, где до нас жили Тихонов Николай и Мария. Так вот Николай Марии послал телеграмму (не Степан Ирине), вот смеху-то было.

Перед Первомаем мама добилась пропуск для отъезда на родину (ведь шла война). Приехали мы в поселок Свирьстрой 6 мая, мама начала работать официанткой в рабочей столовой, я был сам по себе.

9 мая 1945 года по радио зазвучал голос Левитана о том, что наступил мир, пришла Победа. Это был праздник со слезами на глазах: мама разревелась как маленькая девочка (ей было 36 лет), тетя Шура с тетей Фаей плакали: дядя Ваня Корпышев погиб еще в финскую войну, а дядя Ваня Мозжелин пропал без вести в 1942 году. Но все равно ликование было всеобщим: мы победили фашистов.

А поселка практически не существовало. Сохранилось здание школы: где у финнов был госпиталь, сохранился домик Корпышовых, в нем на несколько лет поселились 4 семьи. Баня общественная находилась в блиндаже, в ней шла не только помывка людей, но осуществлялась также обработка одежды от насекомых.

Удивительной оказалась связь наших мест с Сибирью. В 1952 г. мы приехали в поселок (в 1956 году он стал городом), и стали строить Верхнесвирскую ГЭС, а я стал продолжать учебу в Подпорожской школе им. А.С. Пушкина. Так вот в этой самой школе обучалась до войны Валерия Гнаровская, санинструктор; спасая своих раненых, она приняла бой с фашистами, погибла, ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Ее имя носит одна из улиц Тюмени. В районе поселка Подпорожье погибли две девушки – партизанки, Аня Лисицына (карелка) и Марите Мельникайте (литовка). Они должны были доставить в штаб очень важное донесение, для этого нужно было переплыть широкую полноводную реку Свирь, воды которой очень холодные. Сначала утонула Аня, а затем - Марите. Тела девушек прибило к берегу, при них были найдены комсомольские билеты. Аня и Марите были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. В городе Тюмени в честь Марите Мельникайте названа одна из самых оживленных улиц.

В наших краях бои были ожесточенными, поэтому на полях сражений мы находили подбитые танки (чаще немецкие), много всякого оружия. Оно побывало в наших руках. Некоторые подрывались на минах, установленных врагами.

 

2010 г.

Война – и наша юность

Воспоминания В.Д. Богус

«Когда началась Великая Отечественная война, мне еще не исполнилось и 15-и лет - вспоминает Вера Дмитриевна Богус – только-только закончила неполную среднюю школу (школа-семилетка) № 32 г. Ишима, сейчас это средняя школа № 11. Закончила с отличными оценками, была активной общественницей, членом учебного комитета, старостой класса. Мечтала стать учительницей и поэтому, когда в марте 1941г. пригласили выпускников школы на День открытых дверей в Ишимское педучилище, с радостью пошла на эту встречу. Очень понравилось большое красивое здание училища, прекрасные преподаватели, особенно директор, Петр Григорьевич Анпилогов.

22 июня началась война. Здание, в котором так хотелось учиться, было занято под госпиталь. Занятия проходили в разных местах, в основном в средних школах города, в третью смену - с 17 до 24 часов ночи.

Учиться было очень интересно, тем более были рядом такие прекрасные, эрудированные преподаватели: учитель литературы, Воробьев Петр Давыдович, преподаватель психологии, Лимахин Андрей Николаевич, преподаватель истории, Лондон Борис Израйлович, в те годы эвакуированный из Харькова. Учиться очень старались, не смотря на плохое питание, недостаток в одежде и обуви.

Кроме основных учебных занятий, много внимания уделялось военной подготовке и военной медицине: учили стрелять, изучали винтовку, готовили медицинских сестер, было много практики по этому делу – оказание первой медицинской помощи, перевязки, носилки и т д.

Когда наступали летние каникулы - это лето 1942, 43. 44 г.г., всех отправляли на 2 – 2,5 месяца на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы. Работали в Маслянском, Бердюжском, Сладковском и других районах. «Помню, после 2 курса нас отвезли на грузовой машине в Бердюжский район, жили в селе Окуневе, потом в селе Глубокое, прошли все стадии с\х работ, от прополки до уборки. Это с июня по сентябрь. Мы просили отпустить нас, скоро учеба, обувь у меня уже не годилась, продырявилась, а стало сыро и холодно. Но обратно не увезли, не на чем. Пришлось 100 км идти пешком, через деревни, где выпрашивали хоть что-то поесть. Нашлись добрые люди, приютили нас на ночлег. Но ноги болели долго, «каменными» стали подошвы. Трудно было, но мы не жаловались, казалось, так и должно быть. Ведь война, там-то такие трудности, не сравнить с нашими...».

В 1944 году В.Д. Богус окончила педагогическое училище, и была принята в среднюю школу № 113 (ныне ж/д. школа №4) учителем начальных классов. Еще, обучаясь в училище, полюбила Верочка педагогическую практику в школе, потому что с малых лет мечтала стать учителем, очень много читала. В библиотеке города считалась самым активным читателем. Да и умела она увлечь детей рассказом, игрой, выразительным чтением. Ее практика всегда оценивалась высоко.

И вот Вера Дмитриевна – учитель, требования в школе очень строгие. У многих ребят отцы на фронте, бедность, надо было организовывать какую – то помощь в приобретении одежды, обуви, книг, учебников.   Тетрадей настоящих не было. Вечерами из газет она делала небольшие тетрадки, линовала их сама. А когда начали поступать в школу тетради, их строго делили по классам, а дети, в свою очередь, очень берегли их!

«Сейчас учителя не ходят по квартирам, а тогда – говорит Вера Дмитриевна - законом было летом перед принятием класса побывать в каждой семье, изучить все семейные обстоятельства, чтобы по возможности помогать детям. Тогда в школе, в начальных классах, учителя были уже пожилыми, а мне всего 17лет, и я с детьми находилась очень много, даже и на переменах игры устраивала, в походы и на экскурсии ходила, кружки организовывала. Родители детей не просто приходили в школу, а их мои ученики посылали (как они мне сами рассказывали). Сходите, мол, в школу, посмотрите, какая у нас учительница хорошая да красивая! А я и старалась!

Когда я занималась уже с 4 классом, в школу из Свердловска приехала комиссия по проверке работы учителей. Мне надо было провести открытый урок по истории. А я так любила читать исторические книги, что почти на каждый урок брала много интересного из дополнительной литературы. И этот урок оказался таким интересным для детей, они делали сообщения, читали стихи, проецировались на экран важные случаи, что члены комиссии решили обобщить мой опыт работы. И методисты это сделали. Это тоже - стимул к работе. Да и как не работать хорошо!? Была молодость, была радость, что окончилась война, и мы живы, несмотря ни на что. В те годы как раз в школе №113 работало много учителей-предметников, очень молодых, и мы, кроме классных занятий, увлекались художественной самодеятельностью, ставили пьесы, создали хор, проводили спортивные соревнования, активно участвовали в общественной жизни. Ездили с пьесами и хором в села, а также помогали колхозам в уборке урожая.

Помню, в 1945 году я выступала с художественным чтением перед участниками войны. Чтение рассказа о жене солдата, о ее верности очень тронуло слушателей. Сейчас, размышляя об этом, вспоминая прожитое, хочу отметить много хороших качеств у тех, с кем приходилось работать и жить рядом – это, прежде всего, большая ответственность, обязательность, особая порядочность, желание и умение придти на помощь в трудную минуту. Может, мне повезло в этом, а, может, тяжесть страшной войны очистила людей от скверны, от больших недостатков. Но воспоминания о том тяжелом времени остались все-таки глубокими и светлыми».

Ну, а дальше – жизнь после войны, учеба, работа, семья. С 1949 – 1951г.г. - учительский -2-х годичный институт, с1954 -1958г.г.- педагогический институт. Оба диплома - с отличием. Работа в школе завучем, в гороно – инспектором школ, затем в пединституте – старшим преподавателем с1963 – 1988 годы.

Своей судьбой Вера Дмитриевна довольна.

 

Материал набрала и обработала директор

музея ИГПИ им.П.П. Ершова В.П. Ткач

Апрель 2011г.

 

 

 

Дети и война…

(из воспоминаний Истоминых, ветеранов трудового фронта в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.)

 

Горечь и скорбь до сих пор живут в сердцах многих наших соотечественников. Ищут своих сыновей матери, жены ищут мужей, выросшие дети – отцов. Ищут своих дедов внуки. За тысячи километров едут они к местам былых сражений, где сложили свои головы дорогие им люди.

Днем - 9 мая 1945года советский солдат вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Во всех уголках необъятной Родины прозвучало долгожданное слово «Победа!».

С памятного мая минуло 66лет. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Озабоченные сегодняшней действительностью, они все реже вспоминают героев страшных испытаний 1941 – 1945 г.г. Но совесть и долг перед ними и пережившими войну не должны позволить забыть эту страницу летописи нашего героического многонационального народа. В России не делят ту войну на свою и чужую, на Великую Отечественную и Вторую мировую, на войну в Европе, Азии или Северной Африке. Но мы всегда помним, что, нанеся сокрушительное поражение общему врагу, именно наши Вооруженные Силы не только отстояли честь, независимость и свободу Родины, но и внесли решающий вклад в освобождение Европы, спасли мировую цивилизацию от «коричневой чумы».

Путь к Великой Победе был долог и мучителен. Небывалыми жертвами наполнены 1418 дней и ночей войны.

Но сколько бы ни минуло десятилетий, мы не сможем забыть о тех миллионах соотечественников, кто сложил свою голову на полях сражений и в фашистских застенках, или не дожил до Дня Победы, надорвавшись от нечеловеческого напряжения на трудовом фронте.

Мне выпала честь встретиться с многоуважаемой семьей Истоминых - педагогов нашего института и услышать, что они помнят о войне, и как она отразилась на их судьбе. Сейчас Августа

Ильинична на заслуженном отдыхе, а Валентин Георгиевич продолжает вести в институте курс истории России на различных ее этапах.

Вот что рассказывает Валентин Георгиевич о военном времени и о себе: «Родился я в 1929 году 10 мая. В 1941 году мне было 12 лет. Наша семья – я, мать (ей было уже за 50 лет) и три брата – жили в колхозе в одном из северных районов Омской области. Мать и старший брат работали круглый год в колхозе на разных работах. Мать подрабатывала техничкой в деревенской начальной школе. Семья содержала огород и необходимую скотину. Когда началась война, я уже учился в 6 классе. В 1944году окончил 8 классов. Средняя школа располагалась за 7 километров от нашей деревни Ключи, приходилось там жить на квартире, оплачивая ее. Домой приходил только за продуктами в конце недели.

С начала войны братья ушли в армию и были на фронте, воевали (вернулись двое; один погиб; тяжело было читать письмо о его гибели и при этом наблюдать страдания матери).

Я в учебное время, с сентября по май, был занят учебой. Посещал библиотеку, брал и читал книги. Участвовал в лыжных соревнованиях. Летом работал в колхозе: в 1941-42 г.г. – на прополке посевов, на покосе, был копновозом, сторожем на току,  в 1943г. – весовщиком в бригаде комбайнеров во время уборки урожая, взвешивал и учитывал привозимое с поля зерно. В 1944году, учась в 8 классе, по поручению районо вел кружок по изучению боевых отравляющих веществ с работниками одного из учреждений. После окончания учебного года, в 15 лет, я был отправлен в числе других допризывников на проводимые военкоматом месячные сборы по обучению военному делу (лагерь у д. Нерпино под Тарой).

Когда я вернулся с военных учений домой, мать сказала мне, что денег для дальнейшего моего обучения в школе нет, что мне надо где-то устраиваться на работу. А чтобы можно было дальше учиться, хорошо пойти работать учителем в школе. Она как-то узнала, что в райцентре проводят месячные курсы подготовки учителей, и посоветовала сходить, может быть разрешат мне пойти на них. Заведующий районо разрешил мне участвовать в занятиях на этих курсах. Я их посещал. Там обучали работе с учебниками, составлению планов проведения уроков по предметам, изучаемым в школе, методике преподнесения материала. После окончания курсов меня направили работать учителем в начальную школу в д. Усюльган. Это - большое село, центр крупного колхоза, но до него – 60 км от моего дома.

Знакомая портниха сшила мне пиджак. Я сам себе из куска кожи скроил и сшил сандалии и с котомкой за плечами проделал этот дальний путь пешком. Занятия проходили нормально, и я даже сделал отчет о ходе учебы в школе на собрании колхозников. В ноябре 1944года меня перевели в среднюю школу села Баженово.

Учебный год прошел успешно, а в мае закончилась война.

Летом мне в районо предложили стать заведующим вновь открывшейся начальной школы в д. Сырбашка. Это в другом конце района, километров 15 от моей деревни, где осталась мать. Там я работал с 1945по1947 учебный год. В 1947 году был назначен заведующим начальной школой в соседнюю деревню Петровка. В январе 1948 года переведен на работу воспитателем, потом завучем в Пологрудовский детский дом № 217 того же, Васисского района Омской области. Оттуда был призван в Советскую армию. Служил в зенитной артиллерии с сентября 1949 по сентябрь 1952 года. После демобилизации продолжил работу завучем детдома № 217. И теперь встала задача продолжить усилия в повышении уровня образования.

Работая еще учителем начальных классов, поступил я в Тарское педучилище на заочное отделение. В 1948 году окончил и в 1949 году поступил в Омский пединститут на исторический факультет заочно, прослушал установочную сессию, но служба в армии прервала этот процесс. Правда, служа в армии, я успешно сдал вступительные экзамены в военный институт иностранных языков. Но не был принят по решению «мандатной комиссии» как сын кулака. В 1953 году я вновь сдал приемные экзамены на исторический факультет Омского пединститута заочного отделения. После установочной сессии решил учиться очно, забрал документы и отправил их в Ишимский учительский институт. Еще

раз успешно сдал экзамены. В 1954 году учительский институт был преобразован в педагогический с историко-филологическим факультетом. В 1958 году окончил институт с отличием. После окончания института два учебных года проработал директором Карасульской средней школы Ишимского района. С 1961года работаю в ИГПИ: сначала ассистентом, после окончания аспирантуры Томского университета – старшим преподавателем, с 1966г. – кандидатом исторических наук, с 1993г. – доктором исторических наук. Ученое звание доцента – с 1969г., профессора – с 1994г. Веду курс истории России на всех этапах ее развития.

Влияние войны в моей судьбе проявилось в том, что лето проводил не в санаториях и на курортах, а в работе на колхозных полях и в собственном хозяйстве, в том, что рано был включен в военную подготовку. А также в том, что после ухода мужчин-учителей в армию, в связи с войной, в школах катастрофически не хватало учителей, и это облегчило мне возможность реализации своих способностей на учительском поприще и в научной работе».

В разговор вступает Августа Ильинична: «Хорошо помню начало войны. Мне было 11 лет, брату – 7 лет, сестре – 14 лет. Все мы находились в поле на работе. Забил деревенский набат, на колхозной конторе поднялся красный флаг с черной лентой, в рупор громкоговоритель нарочный из района на сером коне говорил, что Гитлер напал на нашу Родину. Всех мужчин срочно собрали в колхозной конторе. Все кричали и плакали: «Война! Война!». Было очень страшно.

Мужчины, молодые парни призывного возраста на конях верхом, на тарантасах, запряженных парами лошадей, ездили по деревне с гармошками, пели прощальные песни и уезжали в район. Деревня опустела. Вернулся с войны, на всю деревню, один Алексей Степанович, без ноги.

В деревне мы работали с 7 – 8 лет. А мне 11 уже было. Дети такого возраста считались, во время войны, взрослыми и работали наравне с ними, то есть с мамами, стариками от зари до зари, так хотелось спать утрами, а нас поднимали, чтоб заработать кусок хлеба себе – и все для фронта, все для Победы.

Разные виды работ осваивали и выполняли их, падая от голода. Пахали свои огороды на быках, запрягались женщины в плуг, а бросали картошку в борозды. На колхозных полях работал трактор, обучали и девушек этой профессии, а мы на лошадях весной вывозили навоз на поля, для удобрения. Прополка – это легкое дело, а вот жать серпом ячмень, рожь, овес, пшеницу! Сколько раз я обрезала пальчики! Работа со льном тяжелая, теребить его трудно, потом обколачивали семя, расстилали каждый свою норму на лугах около бань. Сушили в банях, мяли на мялках, трепали чесами, а потом пряли на самопрялках уже вечерами при маленькой керосиновой лампе, а окна заставляли завешивать шторами для маскировки. Комбайны появились в деревне после войны. В 13 – 14 лет за жнейками вязали в снопы пшеницу, рожь, скирдовали ночами, чтобы зерно не высыпалось.

От прядения льна все пальчики чуть не до кости натирались. Льняные нитки скручивали на цевки, а потом в челнок, и мама ткала большие полотнища для фронта. Я пряла много шерсти, вязала двупалые перчатки, и их отправляли на фронт бойцам.

Летом и на покосе работала. На колхозных лугах: переворачивали сено граблями, потом на волокушах мальчики везли к стогам.

В зимнее время работали на гумне, где на ручных молотилках обмолачивали снопы, отбрасывали солому, зерно относили к веялке и таким образом отчищали его. А затем это зерно обозами на лошадях и санях наши мамы везли к Казани за 100 верст. Как мы переживали и ждали мам из этой трудной, холодной, голодной поездки. Это была сдача зерна государству, трудовой фронт.

Работали день и ночь. Очень мало давали зерна, которое размалывали на мельнице за три версты. Муку использовали в похлебку из картошки. Держали корову, овец, кур, но сами ели яйцо только на Христов день. Все сдавали государству: молоко, мясо, масло, шерсть, очень большими были налоги, беспощадными.    Кроме того был еще заем денежный, а денег в колхозе не давали. Продали овечек, чтобы уплатить заем, а шерсть все равно требовали. Однажды, маму держали в конторе целую ночь, чтобы платила заем. Пришлось продать самовар, корову – купили козу.

Во время войны я не училась три года, а только работала, когда училась в педучилище, нас отправляли на сельхоз работы, а летом и осенью полностью работала в колхозе.

В 1947 году за усердный труд меня наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г.г.». В 1950 году я успешно закончила педучилище, прошла курсы подготовки учителей русского языка и литературы в 5 – 7 классах, после была направлена работать в Тюменскую область.

Здесь моя судьба, судьбинушка – в Ишиме!».

 

Р.S. Я рада знакомству с этими замечательными людьми, не перестаю удивляться оптимизму и жизнерадостности Валентина Георгиевича и Августы Ильиничны, перенесших так много жизненных испытаний.

 

Медведева Алена, студентка филологического факультета

(историческое отделение)

Детство, опаленное войной

 

(из воспоминаний Скипиных, ветеранов трудового фронта в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.)

Время стремительно идет вперед. Становится историей Великая Отечественная война. Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 годов, не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому в войне участвовали все! И не только на передовой. В 2011 году исполняется 66 лет со дня ее окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб, которые выросли под мирным небом и со счастливым детством.

Но война не стерлась из людской памяти, и забыть те дни невозможно. Потому что история той войны – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боев, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

И пусть наш край оказался вдалеке от боевых действий, жители

вначале Омской, а с августа 1944 года уже Тюменской области, внесли свой, несомненно, весомый, вклад в общее дело победы. Тогда, в те страшные годы, невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от непосильной работы, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства…

Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, на которых еще совсем мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах выносили все тяготы войны, и, несмотря ни на что, смогли выстоять, отдали свое детство той единственной, что была нужна всему народу – Победе. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках, заготавливая хлеб и пропитание для солдат. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя денно и нощно работающих или, что еще

страшнее, погибших родителей своим маленьким братьям и сестрам.

Итак, это все они, те самые дети войны, дети по воле судьбы оставшиеся без детства…

Свой рассказ мне хочется посвятить двум замечательным людям, семейной паре, много лет проработавших в стенах нашего вуза. Это Скипины Лидия Сергеевна и Леонид Иванович. Оба ветерана войны, а если быть точнее, дети того страшного, но герои-

ческого времени.

Лидия Сергеевна - «живая энциклопедия», как справедливо называли ее в свое время преподаватели и сотрудники института,-

родилась 15 января 1932 года в деревне Шабурово Бердюжского района. К моменту начала войны ей исполнилось лишь 9 лет. В семье, кроме нее было еще 5 детей, из которых 3 брата вместе с отцом ушли с началом войны на фронт - все они, к глубокой скорби близких, не вернулись.

Как рассказывает сама Лидия Сергеевна, первый день войны никогда не сотрется из памяти: «Окончился учебный год. И я за отличную учебу была направлена отдыхать в пионерский лагерь в село Бердюжье. Было жарко, весело. Начало лагерного сезона. Мы

шли отрядом под звуки горна в рощу, где уже все готово для проведения праздника. Колхозы всего района справляли «Красную борозду» - окончание весеннего сева. Праздновал весь район…

После дневного сна в комнатах лагеря было много народа – это отцы приехали прощаться со своими детьми, многие, как потом оказалось, навеки. Везде раздавался громкий плач, звучало грозное слово: «Война!». Мы всем лагерем ходили к военкомату провожать родных и близких людей на фронт, горькие слезы разлуки навсегда остались в моем сердце…». Когда дети вернулись из лагеря домой, в глаза бросились опустевшие семьи, понурые женщины и старики. Как быстро, в один миг, повзрослели дети! На их хрупкие плечи легли работы дома и в поле, скоро предстояла уборочная страда, всей своей тяжестью рухнувшая на женские и детские плечи…

Отца Лидии Сергеевны до конца уборки хлебов оставили дома, но в ноябре он тоже ушел защищать Родину. Погиб в первых боях, и осталась только память, детская память о потерянном навсегда любимом отце. Как признается наша героиня, о нем плакала вся деревня, отец был гармонистом, весельчаком и очень уважаемым человеком. «Рубаха парень» - говорили все про него, вот именно таким она и запомнила его на всю свою жизнь.

Война - время тяжелое. Жить было трудно. По словам Лидии Сергеевны, только благодаря корове – она была кормилицей, единственной тягловой силой: на ней возили дрова, сено, работали в колхозе.

Детский труд в то время использовался наравне с взрослым. Старшая сестра Лидии Сергеевны, а ей в то время исполнилось 14 лет, была направлена на военный завод в Омск, младшая же осталась дома на руках у сестры (матери, как известно, работали днем и ночью). Днем работали в колхозе, а вечером вязали варежки и носки для солдат на фронте. Работали за палочки и за овсяный кисель на обед. Все как один верили в победу, и даже мысли не было, что может быть как-то по-другому.

Дети были как единый трудовой лагерь. Случалось и так, что они целыми неделями жили на полевых станах, ночевали там, так как поля находились на расстоянии 5-7 км от дома. Ответственной за детей на это время становилась ученица старших классов. Дети помладше после прополки полей помогали старшим убирать хлеб: жали серпами, обмолачивали снопы, веяли… «Все мы понимали,- говорит Лидия Сергеевна,- что необходимо в поте лица трудиться, не жалея собственных сил». Но какими бы не казались эти трудные, страшные, печальные дни войны, они прошли. Война закончилась.

«Никогда не забуду День Победы! – вспоминает Лидия Сергеевна – Когда утром того дня дети нашей деревни шли по дороге в школу, встретилась женщина и сказала: «Дети, бегите домой! В школе занятий не будет! Война кончилась!» Мы не поверили и побежали в школу. Но там уже царила радость. Все повторяли: «День Победы!». Потом везде начались митинги, рабочие люди ходили по деревне с криками: «Ура! Ура! Ура! Мы победили! Гитлеру капут!».

Лидия Сергеевна до сих пор ощущает то душевное состояние, которое ее тогда охватило: с одной стороны -безграничная радость, а с другой - такая же безграничная печаль об отце, который уже никогда не вернется домой. И такие чувства переполняли тогда всех советских людей.

В эти годы судьбы многих людей были схожи. Да и как могло быть иначе во время войны.

Знала ли в то время Лидия Сергеевна, что совсем рядом, в селе Бердюжье, жил ее будущий муж – Леонид Иванович, детство которого также пришлось на военное время? Он всю войну проработал, помогая матери, у которой кроме Леонида было еще четверо детей. Сам Леонид Иванович вспоминает: «Мне 12 лет. Мать больная. Отца сразу забрали на фронт. Ни сена, ни травы, ничего не было для того, чтобы корову прокормить. Голод, холод, труд. Труднее всего зимой было, голодовали сильно. В 1946 году был признан больным дистрофией. Но учиться и во время войны не бросали. Под свет месяца учили уроки! Вот какая жажда была учиться!» После войны Леонид Иванович заслуженно был награжден своей первой медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

Спустя столько лет нашим ветеранам все чаще вспоминаются те трудные военные годы, как тогда выжили… Но выжили, выжили, несмотря ни на что, смогли выстоять. Потому что все как один хотели одного – ПОБЕДИТЬ!

Война закончилась. Наступило мирное время. Лидия Сергеевна закончила школу и переехала в Ишим, поступив в Агрошколу (нынешний сельхозтехникум), который окончила на «отлично». И затем по направлению отправилась в свой родной Бердюжский район работать агрономом. Не осталась она в стороне и от освоения целины. Выйдя замуж за Леонида Ивановича, который к тому времени окончил Сибирский сельскохозяйственный институт и работал в Ишимском пединституте, Лидия Сергеевна окончательно переехала в Ишим, где сама окончила институт и проработала в нем с 1957 по 1989 годы. Для своих студентов Леонид Иванович – воплощение замечательного и верного своему делу педагога, который занимал должность декана физмата на протяжении 7 лет, а Лидия Сергеевна – живая и веселая женщина, работала секретарем на физмате, позже в библиотеке. Такими бодрыми и жизнерадостными они остаются, по сей день. Леонид Иванович всегда занят творчеством: он и танцует, и поет, и занимается общественной деятельностью, Лидия Сергеевна во всем помогает

ему.

На данный момент наши ветераны находятся на заслуженном отдыхе. Они смогли вырастить и поставить на ноги двоих дочерей: Евгению и Марину,- и находятся в окружении любимых внуков и правнуков.

Война…  Это страшное слово никогда не изгладится из их памяти. И как говорят сами ветераны, не дай Бог, чтобы такое когда-нибудь повторилось еще.

Детство - голод собачий,

Когда хочется выть.

Эх, вы, годы ребячьи,-

Вас нельзя позабыть.

Детство – мать на работе,

Дома бабка да дед.

В постоянной заботе,

Что сварить на обед?

Детство – к фронту составы,

Это движется рать.

Как тогда нам хотелось

С ней уйти воевать.

Детство – первая книжка –

На деревню букварь.

Помню, в рваных штанишках

Шел в морозный январь.

Детство – горькая доля-

В сумке пусто – хоть плач.

В непротопленной школе

Холод – страшный палач.

Детство – весны встречают,

Солнца ждут пацаны,

Видят, все примечают

На исходе войны.

Детство – май тот победный,

Ждем – вернутся отцы,

А кто сгинул бесследно –

Не отыщешь концы.

Детство – годы сиротства,

С потом впитана соль.

Постоянной коростой –

Безотцовщины боль.

В детстве нас не согнула

Тяжесть бед – это точно.

Только юность шагнула

В наши годы досрочно.

Эти строки как нельзя лучше рассказывают о тех тяжелых годах, и о детях, которые их пережили.

Войну не выбросить из памяти тех, кого она опалила! И мы молодое поколение, должны помнить о подвигах и мужестве тех, кто завоевал для нас ясное мирное небо над головой, чтобы не повторилась та страшная беда, которую пережили дети того времени…

Огромное Вам спасибо, дорогие ветераны, за то, что подарили нам покой, за то, что сумели отстоять свободу своей страны, своей Родины. Вы выстояли, не сломались, Вы безоглядно верили в Победу, и она досталась Вам по праву. Вы носите гордое звание ПОБЕДИТЕЛЕЙ, и подвиг Ваш не знает, и не будет знать времени!

Сейчас перед нами стоит одна великая задача – оправдать надежды воевавших, быть достойными этой победы и, конечно, не дать повториться такой трагедии снова.

 

Гусева Наталья Сергеевна, студентка 1071 группы

филологического факультета (историческое отделение)