Бронхиальная астма у детей. Дыхание ребенка.

В последние годы получены очень важные данные в отношении развития некоторых отделов мозга.

09-04-2016_12·42·14


Так, в продолговатом мозгу, являющемся одним из важнейших регуляторов дыхания, клеточные элементы завершают свое созревание только к 7 годам (А. И. Яковлева, 1953). Следовательно, до этого периода функция дыхания несовершенна, особенно если учесть и возрастное развитие бронхо-легочной системы, которое заканчивается также к 6-7 годам (В. Г. Штефко и др.).

В гипоталамической области, осуществляющей сложную координацию вегетативных функций, созревание различных ядер идет не одновременно. Дифференцировка самого молодого фило- и онтогенетического образования гипоталамической области серого бугра, осуществляющего связь коры с подкорковыми центрами, заканчивается лишь к 6 годам (М. С. Толгекая, 1953).

Несмотря на незаконченное еще развитие нервной, системы, на 2-3-м году жизни кора головного мозга приобретает все более руководящее значение в жизни ребенка. В этом периоде происходит бурное развитие второй сигнальной системы, меняющей и функцию первой сигнальной системы при непрерывном их взаимодействии. Однако в этом возрасте еще сохраняются все особенности высшей нервной деятельности, свойственные первым 3 годам жизни: относительная слабость нервной клетки, быстрая истощаемость ее, преобладание процессов иррадиации над процессами концентрации и процессов возбуждения над процессами торможения (Н. М. Щелованов и Н. М. Акеарина). Корковая регуляция подкорковой деятельности еще недостаточна.

В этом же возрастном периоде формируется и моторная речь, особенно сильно развивающаяся со второго полугодия 2-го года жизни. Речевая функция связана со сложными расчлененными движениями губ, языка, небной занавеси и, кроме того, с тонкой регуляцией давления воздуха в подсвязочном пространстве.

С самого начала жизни дыхание ребенка еще не увязано с голосовой функцией, он должен научиться контролировать каждый звук при помощи коры головного мозга, и до ее созревания эта функция у ребенка еще очень несовершенна. Ребенок до периода младшего школьного возраста нередко говорит не только на выдохе, как взрослый, но и на вдохе. Поэтому, когда ребенок учится говорить и владеть различными интонациями, развитие этих функций требует напряженной работы нервной системы.

Из изложенного выше следует, что на данном возрастном этапе развития нервной системы ребенка создаются условия, облегчающие возможность нарушения акта дыхания.
Столь частые в этом возрасте заболевания органов дыхания могут обусловить чрезмерную нагрузку коры головного мозга. Огромный поток раздражений, падающих на интерорецепторы дыхательного аппарата ребенка при заболеваниях его, может потребовать торможения одних импульсов при одновременном возбуждении других («конкуренция функций») .
Столкновение этих процессов в коре при недостаточной ее способности и концентрации в этом возрасте может нарушить несовершенную еще регуляцию дыхания и привести к его расстройству.

Участие нервной системы в происхождении и развитии бронхиальной астмы велико. Многие авторы (П. К. Булатов, Г. Г. Стуке, Р. М. Пэн и др.) считают, что возникновение приступов астмы обусловливается наличием патологической доминанты, длительно сохраняющейся и постоянно подкрепляемой разнообразными раздражениями. Большое значение имеют и наслаивающиеся на доминанту приобретенные условные рефлексы, закрепляющиеся при наличии неблагоприятных условий внешней и внутренней среды организма.

Привычные связи типа условных рефлексов могут быть чрезвычайно разнообразными, что и дало повод говорить о бронхиальной астме как о «причудливом», «капризном» заболевании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *