Агрессивные действия.

В последние годы в Европе и США вышло много книг о женщинах и для женщин, что обусловлено ростом исследований различных сторон их жизни, связанных с изменением их социального статуса, происходившего во многих западных странах с 1970 г., а также феминистским движением, начавшимся в те же годы.


Быстрый рост в последней четверти XX столетия исследований социальных проблем женщин увеличил интерес к правонарушительницам и, соответственно, к литературе о женских преступлениях. Во многих колледжах и высших учебных заведениях Европы и США созданы курсы тендерных исследований в области социологии, женской криминологии [Rafter N.H., Heidensohn F.M., 1995]. В США с 1989 г. издается журнал «Женщины и криминальное правосудие». В очередных изданиях учебников по криминологии [Downes D., Rock P., 1988], судебной психиатрии [Taylor P., Gunn J., 1993] появились специально написанные главы, касающиеся особенностей преступлений, совершаемых женщинами.

Мужчины-правонарушители старшего возраста также обнаруживают высокий уровень аффективных расстройств и алкоголизма, но обычно они совершают преступления многократно [Taylor P.J., Parrott J.M., 1988].
Какова же природа половых различий преступности? Мы хотели бы познакомить читателя с данными литературы по этому вопросу и привести теории, которые выдвигаются для объяснения различий в делинквентном поведении между полами.

Попытка объяснить этот «феномен айсберга» женской преступности [Gunn J., Taylor P., 1993] и исследовать незарегистрированные аспекты криминальности была сделана через «самоотчет делинквентности» и через экспериментально-психологические обследования поведения женщин. Результаты показали, что хотя соотношение мужского и женского незарегистрированного официально криминального поведения намного меньше, чем в области зарегистрированных преступлений, все же преобладание мужчин остается.

Критикуя эту теорию, F.M. Heidensohn (1996) отмечала, что даже поверхностное ее изучение выявляет противоречия. Любое толкование женского преступления в биологических терминах требует объяснения, почему женская, а не мужская биология определяет девиантное поведение. Более того, подобные толкования являются сверхдетерминистскими, так как, учитывая физиологические изменения у женщин, можно предположить, что уровень женской преступности должен быть выше, чем мужской, тогда как хорошо известно обратное.

Е.Е. Maccoby и C.N. Jacklin (1980) впервые сделали обзор психологических половых различий и доказали, что большая агрессивность мужчин имеет биологическое основание. Половые различия проходят через все культуры, свойственны приматам, существуют в раннем детстве; пренатальные анд-рогены (а во взрослой жизни — циркулирующие в крови тестостероны) влияют на агрессивность, однако существующие факты связи агрессии с гормональными влияниями необычайно сложны и недостаточно исследованы. Так, изучая ней-рохимию и нейроэндокринологию сексуальной агрессии, L. Prentky (1985) пришел к выводу, что роль андрогенов в формировании человеческой агрессии не является ни прямой, ни очевидной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *