Лечебная физкультура при астме. Ходьба и плавание.

Существенным преимуществом ходьбы как физического упражнения является то, что она может применяться в любое время года. Дышать дети должны при ходьбе носом в ритме, заученном на занятиях, например 2 шага — вдох, 3-4 шага — выдох.

27-04-2016_14·57·14


Гробер рекомендует прогулки перед сном с тем, чтобы ребенок лучше и глубже спал и, таким образом, «просыпал бы» свой приступ. Родители больных детей, наблюдаемых нами, действительно отмечают благоприятный эффект прогулок перед сном: дети быстрее засыпают, лучше спят и у них исчезает характерное хрипение среди ночи.
Катание на коньках является для организма меньшей нагрузкой, чем другие виды спорта, например лыжи. В то же время систематические занятия конькобежным спортом укрепляют мышечную систему, повышают обмен веществ, увеличивают функциональную, способность сердца, легких, способствуют физическому развитию, помимо общего воздействия на организм, содействуют закаливанию организма. Благодаря малой опорной поверхности коньков создается более совершенное взаимодействие различных отделов центральной нервной системы, обусловливающее высокую координацию двигательных актов катающегося, связанных как с проявлением общей двигательной деятельности, так и с проявлением компенсаторных реакций, направленных на сохранение равновесия тела.
Как и при катании на лыжах, катание на коньках на свежем воздухе тонизирует нервную систему ребенка и создает радостное и бодрое настроение. Ребенку лучше всего посещать каток, в первую половину дня, так как вечером большое скопление катающихся при ярком электрическом свете создает мелькающие эффекты, отягощающие нервно-психическую сферу больного ребенка.
Чтобы облегчить возможность полного дыхания и не усугублять плохую осанку, мы воспитываем высокую (а не спортивную) посадку на коньках.

При катании на лыжах в работу широко вовлекается весь двигательный аппарат, в особенности мышцы ног, плечевого пояса и брюшного пресса. Это вызывает значительное усиление обмена и, следовательно, активизацию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Прогулки на лыжах являются тренировкой и прекрасным закаливающим мероприятием как для всего организма, так и для верхних дыхательных путей. Лыжные прогулки всегда создают у детей бодрое настроение, повышают тонус организма.
В порядке подготовки к ходьбе на лыжах на занятиях в кабинете лечебной физкультуры дети приучаются сочетать соответствующую координацию движений рук и ног с определенными фазами дыхания. Связь между положением тела при движении и фазами дыхания образуется постепенно по механизму условного рефлекса и прочно закрепляется как составная часть общего двигательного навыка (Я. А. Эголинский). При отталкивании палками, при выпрямлении туловища, т. е. в момент напряжения, делается вдох, а при выбрасывании палок вперед выдох.

Плавание вызывает выраженное усиление теплоотдачи и повышение обмена веществ, повышение деятельности аппарата кровообращения и дыхания, оно оказывает большое закаливающее влияние на ребенка. Плавание и вообще купание мы разрешаем только тем детям, которые предварительно провели соответствующие закаливающие мероприятия.
На занятиях дети подготовляются к плаванию стилем «брасс». Одновременная, а не поочередная работа руками, новые условия передвижения образуют по механизму условных рефлексов новые координации движений, обогащают уеловнорефлекторную деятельность организма.

27-04-2016_14·55·16

Пребывание в воде оказывает значительное влияние на вегетативную нервную систему, понижая тонус блуждающего и повышая тонус симпатического нервов (Я. А. Эголинский).
Плавание стилем «брасс», освобождая от статического напряжения большие группы мышц и укрепляя мышцы спины, является прекрасным корригирующим упражнением.

При плавании этим стилем каждое дыхание приходится на один полный цикл движений рук и ног, причем при гребле руками делается вдох, а при выбрасывании рук вперед — выдох.
Плавание представляет прекрасный способ облегчения дыхания у детей, больных астмой, так как давление воды на грудную клетку затрудняет вдох и облегчает выдох.
При плавании, больше чем при многих других видах физических упражнений, создается функциональное сочетание ритма дыхания с движениями, закрепляющееся в единый двигательный навык.

Гребля является одним из видов физических упражнений, представляющих большую физическую нагрузку. Она предъявляет большие требования к аппарату кровообращения и дыхания и значительно усиливает обмен веществ. Ввиду этого греблей могут заниматься только дети старшего школьного возраста, причем лишь при длительно продолжающейся ремиссии и достаточной тренировке.

Дыхательные движения у гребца составляют очень важную часть общей координации движений и отличаются ритмичностью. Вдох начинается в момент начала проводки весла в воде и заканчивается в момент наибольшего силового напряжения, выдох захватывает период от начала до окончания выноса весел.

Занятия физическими упражнениями или различными видами спорта у волевых детей приносят им большую пользу. Более чем у половины больных, которых наблюдала С. Г. Звягинцева, астма закончилась в период полового созревания или даже раньше. У всех этих детей обострение астматических явлений, наблюдаемое в период полового созревания, быстро . прекращалось под влиянием физкультуры, а окончание астмы ускорялось. В течение нескольких лет после окончания заболевания ни у одного из них не было возобновления приступов.

У остальной части больных (из занимавшихся), астма хотя и не закончилась, но приняла более легкое течение; эти больные, ставшие уже юношами и девушками, учатся в вузах, жизнерадостны и не считают себя инвалидами, выключенными из жизни. В этом и заключается особый, не менее важный лечебный фактор физкультуры.

Особенно важно установить для ребенка твердый режим дня, создать дома атмосферу бодрости и уверенности в выздоровлении. Нельзя ограничиваться курсом лечебной гимнастики, проводимым в поликлинике. Необходимо систематически использовать другие формы лечебной физкультуры, в том числе и гимнастику дома.

Комплекс гимнастики для занятий дома составляется из знакомых ребенку 8-12 упражнений с включением специальных дыхательных упражнений. Занимаются дети 2-3 раза в день.
По нашим наблюдениям, у 45 детей, больных бронхиальной астмой, даже после одного курса лечебной гимнастики (2-3 месяца) отмечался значительный терапевтический эффект.
Как правило, уже после 3-4 занятий лечебной гимнастикой приступы бронхиальной астмы у детей прекращались или становились реже и легче. Мы не наблюдали ни одного случая обострения, возникшего в результате занятий лечебной гимнастикой. У детей значительно улучшалось общее состояние, нормализовался сон, улучшался аппетит, исчезала повышенная раздражительность и апатия. Улучшалось дыхание, реже возникала при физических нагрузках одышка.

Нередко при повторных исследованиях крови наблюдалось уменьшение эозинофилии, сопровождаемое увеличением количества лейкоцитов при лейкопении, что является, по-видимому, следствием исчезновения аллергического состояния.
По окончании курса лечения при повторном обследовании мы наблюдали положительные сдвиги как со стороны клинических данных так и данных специальных исследований (антропометрия, пневмография, пневмометрия, оксигемометрия с функциональными пробами, проба Штанге и ортостатическая проба).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *