Обмен никотиновой кислотой. Динамика выделения

Динамика выделения Ni-метиляикотияамида с мочой у всех больных хронической дизентерией, получавших диету с добавлением никотиновой кислоты и диету с добавлением никотиновой кислоты и творога, характеризовалась следующими показателями. До приема указанной диеты (первое исследование) выделение Ni-метилникотинамида с мочой было равно 7,68±2,6 мг.


При втором и третьем исследовании выделение Ni-метилникотинамида с мочой нарастало в обеих группах. В группе больных, получавших диету с добавлением никотиновой кислоты, выделение Ni-метилникотинамида при втором исследовании (5-й день приема указанной диеты) составляло в среднем 20,77 + 2,6 мг, а к третьему исследованию (10-й день приема диеты) выросло до 31,93±2,8 мг. В группе больных, получавших диету с добавлением никотиновой кислоты и творога, нарастание выделения Ni-метилникотинамида с мочой было менее выражено и равнялось при втором исследовании 14,23 ±0,98 мг, а при третьем исследовании — 21,93± 1,76 мг.

Содержание коферментов в крови у больных хронической дизентерией в период обострения болезни в ряде случаев составляло 50-56 у. В отдельных случаях оно было равно около 30 у.

При получении больными диеты, дополненной большим количеством белка в сочетании с никотиновой кислотой, содержание коферментов в крови к 10-му дню получения указанной диеты, как правило, повышалось. Это может быть иллюстрировано сравнением средних цифр содержания коферментов в крови при первом исследовании, выполнявшемся до получения указанной диеты, с цифрами, полученными на 10-й день приема никотиновой кислоты и творога. Если до приема никотиновой кислоты и творога содержание коферментов было равно в среднем 65,7±10,8 у, то к 10-му дню приема указанной диеты оно стало равно в среднем 94,4 ±4,7 у.
Содержание коферментов в крови больных, получавших в диете никотиновую кислоту без добавления творога, почти не изменилось к 10-му дню приема никотиновой кислоты, составляя в среднем 70,1 ±2,4 у.
Дефицит никотиновой кислоты у больных хронической дизентерией ликвидировался параллельно восстановлению здоровья больных; это сочеталось с проявлением у выздоравливающих хорошего самочувствия, нормального стула, нередко также с восстановлением слизистой оболочки дистального отдела толстой кишки.

На основании работ А. Э. Шарпенака и его сотрудников, в особенности работы В. Р. Бобылевой (1954), выделение метилникотинамида с мочой сейчас рассматривается не только в качестве показателя обмена никотиновой кислоты, но и в качестве весьма чувствительного показателя белкового обмена. Белки входят в состав тех же ферментных систем, что и витамины. Они являются своеобразным «якорем», задерживающим витамины в организме (Л. А. Черкес, В. В. Ефремов). Это было показано В. В. Ефремовым в 1948 г. по отношению к витамину РР при таком хроническом заболевании, как пеллагра. А. Н. Тихомирова показала (1952), что насыщение диеты белком приводило к задержке никотиновой кислоты в организме подопытных животных.

Результаты наших исследований, полученные при изучении обмена никотиновой кислоты у больных хронической дизентерией, согласуются с приведенными данными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *