Хореические формы поражений нервной системы. Выработка стереотипа

Во время переделки стереотипа, особенно когда это встречало затруднение, значительно снижалась сила нажима. Вновь появлялись межсигнальные реакции там, где с введением диференцировки они уже исчезли. Равным образом появлялись нажимы в 2-3 приема (ступенчатость нажима). Трудность задачи, по-видимому, ослабляла концентрацию раздражительного процесса и последний давал иррадиацию на двигательный анализатор.


При замене раздражителей первой сигнальной системы словом элективная иррадиация возбуждения во вторую сигнальную систему осуществлялась легко. Отражение переделки во второй сигнальной системе, как правило, было полным. Сила нажима вначале равнялась в среднем 20-25 делениям рефлексометра. Недостаточность концентрации раздражительного процесса выразилась в том, что у половины детей наблюдались межсигнальные реакции разной степени интенсивности; обычно же, как указывалось выше, они появлялись реже или вовсе исчезали в момент установления диференцировки и укрепления стереотипа. При усложнении задачи они, как правило, возникали вновь. В то же время отмечалась значительная инертность раздражительного процесса. У детей с хореическим энцефалитом при изучении угасательного торможения методом угашения без речевого подкрепления не удавалось получить прочного угасания реакции на зеленый свет вплоть до 270-295-го сочетания. Однако отрицательное речевое подкрепление вызывало быстрое угасание положительной условной связи.

Приведенные данные говорят о недостаточности замыкательной функции коры, о слабости раздражительного процесса и о недостаточности, не концентрированности процессов торможения, что влечет за собой глубокое последовательное торможение. Нарушения в первой сигнальной системе выражены резче, чем во второй. Все сказанное позволяет считать, что при хореическом энцефалите имеют место явления защитного охранительного торможения нервной системы в связи с действием токсикоинфекционных факторов ревматического процесса.

Состоянию охранительного торможения соответствуют те элементы оглушенности, сонливости, которые нередко наблюдаются при хореическом энцефалите. Степень нарушения сознания зависит от глубины торможения коры. Иногда это было суженное сознание, как, например, в упомянутом выше случае, когда больной, 12 лет, в момент появления сердцебиения и болей в области сердца (у ребенка были явления миокардита, систолический шум, аритмия) испытывал острое чувство тревоги и страха. У другой больной — девочки 12 лет — состояние сознания было близко к сноподобному, онероидному. Она словно «страшный сон видела»: покойного отца, который звал ее «в свой домик» и которого «как будто заколдовали».

О сноподобном нарушении сознания упоминает также Е. А. Осипова. Изменение сознания, по ее данным, обнаруживается не столько в явно психотических симптомах спутанности и дезориентировки, сколько в нечетком разграничении реальных и сноподобных переживаний, в слабости психического напряжения, слабой концентрации внимания и быстрой истощаемое.

Иногда наблюдаются своеобразные расстройства сознания, по своему пароксизмальному характеру напоминающие расстройства сознания при эпилепсии. Так, у больной Т., 10 лет, после пронзительного вскрикивания начинался приступ моторного возбуждения («моторная буря»), который длился несколько минут. Больная А., 12 лет, бросалась на пол, кусалась; глаза ее были устремлены в одну точку. У больной А., 8 лет, по ночам возникали беспорядочные движения головой и конечностями, девочка металась на постели. У мальчика Ч., II лет, страдавшего легким гиперкинезом и имевшего в неврологическом статусе двусторонние пирамидные знаки (симптомы Бабинского, Оппенгейма), припадок сопровождался сильной болью в надбровных дугах, изменением сознания и непроизвольным мочеиспусканием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *